Десятиклассник Президентского лицея стал призером Национальной олимпиады по анализу данных

Ярослав Абрамов, ученик 10-го профильного инженерно-математического класса Президентского лицея «Сириус», стал призером первой Национальной олимпиады по анализу данных, финал которой проходил в Подмосковье.

Ярослав в составе команды анализировал рост валовой добавленной стоимости в производственных отраслях экономики России. За звание сильнейших боролись более 30 сильнейших команд со всей страны. 

Спрогнозировать рост, минимизировать риски

Интеллектуальное соревнование проходило в три этапа. Первые два – теоретические – проходили в дистанционном формате, самых успешных участников пригласили на финал. Прежде всего, командам нужно было придумать проект и реализовать на основе одной из предложенных баз данных. Организатор, Высшая школа экономики, предоставил ребятам возможность самим решить, что исследовать, но с условием, чтобы тема была полезной и имела практическое применение.

«Мы выбрали тему про экономические показатели в базе KLEMS. KLEMS – сокращение начальных букв, обозначающих факторы производства: капитал (K), труд (L), энергию (E), материалы (M) и услуги (S). Это международная инициатива, в соответствии с которой представлены параметры: капитал, труд, совокупная факторная производительность, IT-капитал, – поясняет Ярослав. – Мы исследовали, как разные показатели влияют на рост валовой добавленной стоимости и создали алгоритм, который автоматически просчитывает показатели. То есть мы искали корреляцию, находили доверительные интервалы для нее. Второй целью было определить, как изменяется волатильность при росте разных показателей. Это статистический показатель, характеризующий изменчивость чего-либо(отклонение от ожидания). Например, мы исследовали, изменится ли волатильность роста ВДС в машиностроении при увеличении капитала в IT сфере»

Помимо машиностроения, ребята провели анализ в других сферах – переработки, автомобильной промышленности, металлургии. Такой анализ нужен, чтобы понять, как сделать рост более вероятным и предсказуемым. Глобально это может помочь просчитать экономические риски при запуске того или иного производства или при принятии решений министерствами.

Команды для участия в финале формировались непосредственно перед началом работы над заданием. Ребятам предстояло быстро наладить коммуникации и грамотно распределить обязанности. Но самым сложным оказалось грамотно и лаконично представить свой проект. На презентацию отводилось всего 15 минут. Раскрыть за это время сложную и многогранную тему, чтобы у жюри осталось как можно меньше вопросов к участникам, оказалось непросто.

«К счастью, у нас было две презентации. Первая – своего рода пробная. Первый раз мы добавили очень много информации про сами отрасли, их особенности. По сути за отведенное время не успели ничего рассказать о своем исследовании. Члены жюри нас просто не поняли. Думаю, если бы у нас был только один шанс представить проект, мы бы не вошли в число призеров. Неделю мы полностью переделывали презентацию. Второй вариант получился намного ярче и лаконичнее», – поделился Ярослав.

Как экономика мотивировала изучать голландский язык

Помимо дипломов, призеры и победители олимпиады получили дополнительные баллы, которые смогут использовать при поступлении в Высшую школу экономики или вузы-партнеры.
Помимо учебы, Ярослав увлекается литературой по экономике. А еще изучением иностранных языков. Парень учит английский, испанский и голландский.

«Да, испанский и голландский действительно не самые распространенные. Но при изучении экономики я всегда стараюсь опираться на первоисточники, а многие из них на иностранных языках, в том числе голландском. Мне понравилось звучание, и я начал учить язык – сначала сам, а потом с преподавателем. К сожалению, из-за плотного графика по учебе, не всегда удается посвящать увлечению много времени, но я занимаюсь на каникулах», – говорит Ярослав.

В конце января Ярославу предстоит испытать себя на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, а еще он успешно прошел онлайн-испытание на олимпиаде по информатике и экономике, которую проводит Финансовый университет при Правительстве РФ, и сейчас усиленно готовится ко второму этапу.

«В олимпиадах участвовать очень интересно. Конечно, в каждой есть своя специфика. На первых этапах, от участника, как правило, требуется справиться с тестом. Здесь важно “набить руку, – при подготовке стараться решить как можно больше похожих заданий. А вторые этапы очень различаются в зависимости от направлений. Вот, например, на олимпиаде по праву, которую проводила ВШЭ, имитировались судебные процессы. И участникам, помимо знаний, нужно было продемонстрировать талант риторики. При правильной подаче можно было получить очень много баллов. Это вообще очень важный навык для юриста», – поясняет Ярослав.

Парень пока не определился с вузом, в котором хотел бы продолжить обучение после школы, но мечтает связать жизнь с экономикой и анализом данных.

Организатором первой Национальной олимпиады по анализу данных (Data Analysis National Olympiad, DANO) является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». DANO – новое интеллектуальное состязание для учеников 9-11 классов. В ходе трех этапов Олимпиады участники освоили азы применения анализа данных в разных сферах деятельности: от искусства и спорта до высокотехнологичного производства. ​