Исследования и открытия юных ученых детского сада «Сириус»

В естественно-научной лаборатории ребята детского сада «Сириус» выращивают растения под руководством кандидата химических наук, доцента Уральского федерального университета Ольги Владимировны Шабуниной.

«В 2021 году в детском саду создана естественно-научная лаборатория, которая объединила в себе изучение детьми старшего дошкольного возраста основ химии, биологии, географии, окружающего мира и элементов физики. Уровень обучения – школьный, но в игровой форме, – поясняет Ольга Владимировна. – Ребята познают мир через практические занятия, проводят химические и физические опыты, ставят научные эксперименты. Сейчас юные ученые изучают модуль ботаники. Они оформили лабораторные листы, где указали цель работы, задачи, объекты, предмет и метод исследования. В естественно-научной лаборатории дети выращивают растения, учатся наблюдать за ними, описывать изменения и фиксировать их».

Сейчас в лаборатории на светлых подоконниках в индивидуальных стаканчиках растут горох и фасоль.  Юные ботаники рассматривают их, считают листочки, чтобы позднее зафиксировать изменения в лабораторных листах.

«У меня горох, смотрите, как вырос! Два листика огромных и три маленьких! – восторгается Яна. – И еще есть один маленький-маленький...»

«Стручок!» – подсказывает Андрюша.

«Это еще не стручок, – поправляет Ольга Владимировна. – Стручки появляются после цветка, а цветочки кто-нибудь из вас видел? Нет. Мы еще только ждем, когда наши растения зацветут».

Ребята внимательно слушают педагога, сравнивают выращенные горох и фасоль, рассуждают зачем гороху усики, ухаживают за растениями. Во время полива делятся с учителем своими открытиями – и не только о растениях.

«А я вчера на прогулке был самым главным исследователем, – гордо заявляет Глеб. – Проводил сам опыты: мы делали ньютоновскую жидкость, полимерных червяков и извержение вулкана».

«Вот это да! – восхищается Ольга Владимировна. – Настоящие химические опыты делали? Наблюдали за химической реакцией? Давайте вспомним, какие признаки химических реакций мы с вами изучали?»

«Выбрасывание газа! – бойко отвечает Глеб. – Мы слепили вулкан из кинетического песка. Насыпали два вещества, залили водой... Появились пузырьки». Ребята с педагогом живо обсуждают, что они наблюдали с точки зрения химии.

«А я свои фасоль и горох на прошлой неделе поливал удобрениями», – солидно докладывает Мирон.

«Ребята, а зачем растению нужны минеральные удобрения?» – сразу же спрашивает Ольга Владимировна.

Беседуя с детьми, педагог внимательно контролирует полив растений. Некоторые малыши до недавних пор совсем не умели обращаться с растениями, потому случались и горькие для исследователей открытия: если, к примеру, росточек ненароком отломить, то он, оказывается, заново не отрастет и канцелярский клей в этом случае не поможет.

Юные ученые дружно садятся за столы, берут в руки лабораторные листы и цветные карандаши. Сегодня очередное «окошечко» для наблюдений украсит новый рисунок. Каждый исследователь горд и счастлив: его росточек заметно вырос.

Часто эксперименты в естественно-научной лаборатории сопровождает иностранная речь: интегрированные занятия проводятся совместно с воспитателями-лингвистами. Например, рассматривая строение бобовых, ребята вспоминают, как звучат на английском языке слова «корень, лист, цветок, стебель», комментируют происходящее знакомыми речевыми оборотами.

Этой весной юные исследователи детского сада «Сириус» создадут детский ботанический сад. 

«Все, что вырастили ботаники детского сада, будет ими высажено на уличных специально оборудованных грядках. Ребята будут ухаживать за растениями и наблюдать за ними.  На занятиях уже обсудили и судьбу будущих плодов: кто сколько съест сам, кто маме отнесет, кто с другом или сестренкой поделится, – улыбается Ольга Владимировна. – Надеюсь, плоды будут добрыми, рука у деток легкая».

На занятиях в естественно-научной лаборатории опытный педагог стремится заложить в умы будущих лицеистов основы познания окружающего мира, развить научное любопытство, грамотно и корректно объяснить законы природы, не нарушая волшебное детское восприятие.