Китайская грамота: как «привести» ребенка к изучению сложного языка?

В Президентском лицее «Сириус» дети и взрослые изучают китайский язык. Курс дополнительного образования пользуется высоким спросом. Уже открыто семь групп: часть занимается по выходным в Парке науки и искусства, часть – по будням на Международной, 10 и Воскресенской, 18.

Кто из ребят непременно освоит китайский с нуля, а у кого могут быть проблемы и как их избежать, обсуждаем с Анастасией Цай, педагогом дополнительного образования. 

– Анастасия Сергеевна, спрос на курс «Китайский с нуля» очень высок. Чем объясняете?

– Спрос, судя по наблюдениям, зачастую родительский. Взрослые руководствуются общемировыми тенденциями – экономическими и политическими. Изучение китайского языка высоко востребовано в Москве, Санкт-Петербурге и, как видим, в Сириусе. В апреле прошлого года Президентский лицей открыл пробные первые группы для младшего школьного возраста и взрослых, затем был набор осенью. С января запустили еще четыре группы.

– В каком возрасте легче осваивать китайский язык? Когда и как изучали его вы?

– Все зависит от индивидуальных особенностей. В одной из моих групп есть ученик, которому всего шесть лет, языком занимается около года. Мальчик сам хочет изучать китайский: сразу все запоминает, уточняет, принимает, впитывает… Но есть ребята значительно старше, которые говорят, что решение о кружке принимали родители и на занятиях не интересно. И это тоже нормально: не всем нужно в этой жизни говорить по-китайски... Я, к примеру, начала изучать язык только в университете. С нуля! И совершенно случайно!

Из Пермского края приехала в Москву с красным дипломом педагогического колледжа (специальность – учитель английского языка). Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова предлагал бюджетные места на двух переводческих факультетах – китайский и арабский языки. Помню самое первое занятие: урок вел носитель языка, и различить хоть какие-то звуки мне было очень сложно. Фонетика давалась поначалу тяжело – за первый курс получила четверку. Потом стало налаживаться. Китайский - незапланированный шаг, но я полюбила этот язык безмерно.

Параллельно осваивала на межвузовском факультете при МГУ письменный перевод (в основном – общественно-политический). На последнем курсе одновременно училась в Китайском народном университете по специальности “китайский язык” в Пекине.

Во время учебы в вузе и потом, когда работала в одной из столичных компаний, не раз бывала в Китае. Познакомилась там с будущим мужем. Наша семья прожила в этой стране несколько лет… Родились два сына, Ваня и Митя. Когда переехали в Россию, они говорили только по-китайски. Примерно через полгода в детском саду начали сносно общаться по-русски. Сегодня в нашем доме звучат два языка, и это хорошо.

Мой опыт и пример Вани и Мити доказывают: когда ты внимателен и заинтересован, когда ты ежедневно общаешься с носителями языка, обучение идет очень быстро в любом возрасте.

– «Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота», – писал когда-то А. П. Чехов. Китайская грамота для многих из нас – нечто замысловатое, недоступное для понимания... Китайский действительно сложнее других языков? Или это миф?

– Не миф. Китайский особенно сложен в фонетическом плане. В русском языке слова состоят из слогов, ударение падает на один из них. В китайском же нет привычного нам ударения – каждый слог тонируют отдельно. От тона зависит значение слова. Звучать может вроде бы одинаково, а иероглифы разные – совершенно другие слова. Догадаться о значении можно только в контексте, если это устная речь, либо – увидев иероглиф.

Нужно принимать, что в китайском языке есть особенности, непривычные нам. Если пытаться все понять и искать логику, взаимосвязи, можно лишь сильнее запутаться.

– Как заинтересовать ребенка китайским языком?

– Нужно прививать любовь к нему. Как? Рассказывать о потрясающей культуре Китая, особенностях языка, иероглифике… Неизвестное – интересно. Принуждение не даст хорошего результата. Как-то на уроке один мальчик со слезами на глазах сказал мне, что не хочет учить китайский, но мама заставляет. Считаю, что не нужно мучить бедного ребенка. Может быть, в его жизни что-то произойдет и он сам захочет владеть китайским языком. И тогда все будет совершенно по-другому, результат будет совершенно другой. Все-таки через любовь нужно учить.

Язык может показаться ребенку страшным, если у преподавателя есть страх. У меня же – безмерная любовь! Испытываю наслаждение, когда слышу китайскую речь. Именно путунхуа - официальный, универсальный язык (в китайском много диалектов). Мелодичный, певучий и, конечно, очень сложный.

– Вы упомянули потрясающую китайскую культуру. Что особенно в ней цените? О чем в первую очередь рассказываете ученикам?

– Глубокое уважение к старшим, высокий статус семьи. К слову, большинство праздников в Китае построены на воссоединении семьи, на обычаях, связанных с ней. Теплые семейные отношения там поддерживают не только пожилые, но и дети, молодежь.

– Большинство родителей ваших учеников учили английский, немецкий, французский. Чем конкретно мамы и папы могут помочь своему ребенку изучать китайский?

– Программа «Китайский с нуля» – образование дополнительное. Но мы понимаем, что изучение языка требует особой ответственности.

Во-первых, ребенок не должен пропускать занятия без уважительной причины.

Во-вторых, обязательно выполнять домашнее задание. Всегда высылаю его родителям, в том числе видео. Я прошу детей не изучать, а повторять, а родителей – привести к повторению, то есть организовать его в правильном ключе, правильном настроении, с правильным отношением. Всего 15 минут, но – каждый день!

В-третьих, не забывать и не терять раздаточный материал. У нас нет учебника, для каждого урока я готовлю своим ученикам полезные распечатки. Дети их теряют, забывают… И этот момент меня сильно беспокоит: ребенок должен постоянно повторять изученное, закреплять его.

Важна организация, правильное отношение к обучению – с радостью, увлечением, интересом, но и с ответственностью.
 
Для справки

Президентский лицей «Сириус» разрабатывает комплексную программу дополнительного образования для детей федеральной территории, внедряет новые ее направления последовательно и оперативно. В октябре 2021-го система допобразования включала 185 кружков, секций, клубов и пр., в феврале 2022-го – уже около трехсот.