Дополнительное образование в лицее: для 2 500 детей и взрослых действовало около 300 программ

В этом учебном году более 2 500 детей и взрослых прошли около 300 программ дополнительного образования Президентского лицея «Сириус». Сегодня мы с вами заглянем в некоторые мастерские и лаборатории дополнительного образования, послушаем отзывы детей и взрослых, а главное, выберем интересную летнюю программу.

Лаборатории Росатома: запустим в космос ключ или Эйфелеву башню?

Руководит Алексей Сергеевич Чумаков.

Алексей Доля:

«В десятый инженерный профильный класс я поступил в прошлом году. Отборы были очень тяжелые, но учиться здесь, конечно, здорово. Проектная деятельность обязательна – я занимаюсь в лабораториях Росатома. В них установлено самое современное оборудование. Раньше подобные станки видел только по телевизору, а в этом году я на них работал.

Мы с ребятами выбрали проект морского такси; для Сочи, на мой взгляд, он актуален. Сейчас полностью изготовили модель нижней части, можно сказать, днища катамарана. В следующем году проект продолжим. Росатом, как слышали, заинтересован в морском такси и может разрешить нам изготовить какую-либо деталь для судна самостоятельно. Хотел бы я прокатиться на таком такси? Конечно! Это же классно! Морское такси ходит, а ты знаешь, что участвовал в его создании!

Занятия в лабораториях дали мне многое. Во-первых, это очень интересно. Даже школу пропускал по каким-то причинам, но на проект приезжал всегда. Во-вторых, здесь я получаю навыки работы с инструментами, 3D-моделями. Благодаря тому, что научился работать с 3D-моделями и фрезерными станками, я в этом году участвовал в конкурсе «СоЗDай».

Мария Бурмистрова:

«В лабораториях Росатома каждый находит что-то интересное и полезное. Я увлекаюсь роботами с самого раннего детства, потому выбрала кружки робототехники и 3D-моделирования.

В апреле лицей «Сириус» проводил соревнования по робототехнике. Надежная конструкция моего робота завоевала на них 1 место. А в мае на конкурсе «СоЗDай» по 3D-моделированию я создавала железнодорожный вокзал Сочи. Благодаря высокой детализации моя модель победила в номинации «Архитектура».

Дополнительные занятия в Сириусе - это увлекательные уроки, которые помогают развиваться в направлении, которое мы выбираем сами».

Юлия Бурмистрова, мама Маши: «Моя дочь весь год посещала кружки по робототехнике и 3D-моделированию. Высокотехнологичное оборудование лабораторий позволяет нашим детям идти в ногу со временем, а в чем-то даже его опережать!

Как же мы благодарны педагогам за их профессионализм! Занятия выстраивают с учетом интересов детей, раскрывают их потенциал и постоянно мотивируют к новым знаниям. В лабораториях – дружеская атмосфера. Ребята чувствуют неподдельное уважение к себе.

Горящие глаза ребенка – счастье для родителя».

Владислав Колодич: «О 3D-моделировании прочитал когда-то в интернете, решил попробовать. Занятия в кружке понравились. Мы осваивали новые программы, создавая в них модели рыб и инструментов из компьютерной игры, а затем печатали их на 3D-принтере. Приятно, что учитель пригласил меня поучаствовать в соревнованиях «СоЗDай», хоть я пока и новичок в этом деле».

Никита Ручьев: «В лабораториях лицея я занимаюсь ракетомоделированием. Здесь много интересной теории и очень много интересной практики, хороший преподаватель и дружный коллектив. Мне очень нравится воплощать свои идеи в проектах, кружок это позволяет.

Мы опираемся на технологии, с помощью которых реальные ракеты отправляют в космос. С помощью расчетов и наставника можно запустить в небо даже обычный ключ или Эйфелеву башню.

Летом в Инженерной мастерской мы будем запускать свои собранные ракеты. Каждый из нашей команды очень ждет этих запусков».

Подробно о лабораториях Росатома

Мастерская керамики: фантазируй! Лепи! Обжигай!

Руководит Надежда Александровна Малахова.

Милена Иванова: «Я очень люблю лепить из глины, придумывать различные художественные образы и расписывать их. В мастерской занимаюсь первый год, но мои изделия уже прошли в финал всероссийского конкурса «Данилушка» в Екатеринбурге, это достижение. В будущем хочу открыть художественный салон и радовать всех своей керамикой.

Я благодарна преподавателям, с ними всегда весело и интересно. Самое удивительное на занятиях, когда изделия достают из печи. Однажды у моей слепленной зебры вдруг отвалился хвостик. Мы посмеялись и оставили ее так».

Лиза Чичерова: «Год назад мама сказала мне, что в лицее «Сириус» можно посещать разные кружки. Я выбрала мастерскую керамики.

Слепила за это время много всего, но особенно мне нравится сервиз из тарелки, кружки с блюдцем и шкатулки. Они коричневые, на каждом - белые узоры. Их нужно было выцарапывать очень красиво, похожими друг на друга. Сегодня сервиз стоит в мастерской, чтобы его видели все.

Другие изделия я забирала себе, они - на полке у письменного стола. Некоторые работы есть у бабушки, одну - подарила… Иногда я рассказываю родным о нюансах создания керамических изделий, удивляются».

Наталья Аксенова, детский нейропсихолог: «В октябре 2021-го я впервые пришла на занятие в мастерскую керамики. До того дня я никогда не держала в руках глину. Сегодня же я могу сделать полный столовый сервиз. Огромное достижение!

Заявки в мастерскую мы подавали на возраст 14+. Пришли на первое занятие, огляделись, посмеялись, что нам далеко не 14 лет, и назвали свою группу «40 легкий минус». Почти у всех есть дети, мы часто шутим о них. Наши дети тоже ходят на керамику – в своих группах. Мастерская нас сближает: сыновья и дочери понимают, что делаем мы, а мы понимаем, что делают наши дети. У нас общее увлечение.

Сегодня я мечтаю научиться работать с гончарным кругом. Очень тонкий процесс, который требует много времени, терпения и регулярных занятий. Надеюсь, в следующем учебном году мастерская керамики снова откроет взрослую группу, и я смогу исполнить свою мечту».

Кружок китайского языка: распознать и начертать!

Руководит Анастасия Сергеевна Цай.

Виктория Шапранова: «Когда-то я пыталась самостоятельно изучать японский, но, к сожалению, ничего хорошего из этой затеи не вышло. И вот однажды увидела на сайте лицея объявление о кружке китайского языка, решила попробовать.

Уроки увлекательные. Преподаватель дает нам информацию не скучно, в игровой форме. Нет такого, что мы просто зазубриваем материал, нет. Много и очень интересно рассказывает о культуре Китая. И постоянно говорит с нами по-китайски, что мне нравится больше всего: есть постоянная практика разговора, и ничего не забываешь из пройденного.

Самое трудное для меня – распознать четыре тональности китайского языка в песнях и фильмах. Устная речь пока сложна для восприятия. Гораздо легче дается письменная. Я хорошо запоминаю последовательность в начертании иероглифов».

Кристина Батищева, мама ученицы: «Огромное спасибо нашему преподавателю за этот учебный год. Заинтересовали китайским языком второклашку! Моя дочь Варвара так много всего выучила за это время!

Я сама не знаю китайского языка, хотя пыталась заниматься им в средней школе. Рада, что дочка без моей помощи приобретает все эти знания. Варвара с удовольствием изучает язык и на занятиях, и дома.

Уроки проходят в доброжелательной атмосфере, всегда с интересными заданиями. Ребенок сразу мне все рассказывает, что нового узнала на занятии, и сама - без напоминаний! - делает домашние задания».

Подробно о кружке китайского языка

 Экология в экспериментах и сити-фермерство: человек и окружающий мир должны беречь друг друга

Руководит Вера Александровна Лебедева.

Кристина Резванова: «Наука экология очень интересна и важна. Мы являемся частью большой экосистемы, которая нуждается в нашем бережном отношении.

Я всегда интересовалась биологией и экологией. Когда узнала, что открывается кружок «Экология в экспериментах», сразу сказала себе: «Вот то, что мне нужно». На первом же занятии поняла, что сделала выбор верный.

Как-то на уроке учитель рассказал нам о видеоэкологии, довольно молодом и мало изученном направлении. Тема заинтересовала: сейчас мало кто знает о загрязнении визуальной среды, проще говоря, того, на что мы смотрим.

Вместе с учителем решили сделать проект «Влияние видеоэкологии на жителей федеральной территории «Сириус». Изучили публикации в научной литературе (их пока очень мало) и провели опрос людей разных возрастов. Показали 12 фотографий объектов олимпийского наследия и местных сооружений, предложили оценить их по шкале привлекательности. Затем вывели по формуле коэффициент агрессивности.

Из первых выводов: у нас в Сириусе всё более-менее гармонично, средний балл достойный. Наименьший коэффициент агрессивности получили «Сочи парк», наша набережная и ледовый дворец «Айсберг». Чуть ниже Парк науки и искусства. Самый высокий коэффициент агрессивности у части набережной, что сейчас в бетоне. Гальки там почти нет, море поглотило. Ну и залили всё здесь бетоном! Зрелище еще то!

Понятно, что наши результаты основаны на самых первых исследованиях. В следующем году проект продолжим».

Маргарита Кулагина: «Сейчас мне 9 лет. Когда была маленькой, у меня часто болела голова. Предполагаю, что в душной комнате просто не хватало кислорода. Сейчас я наполнила ее цветами. И орхидеи здесь растут, и розы, и гиацинт в гидрогеле… Спатифиллум посадила, в народе его зовут женским счастьем. Есть коллекция суккулентов, маленькие кактусики и авокадо… Моя комната вся в зелени, и голова болит редко. Советую всем обязательно развести цветы дома. Они дарят радость и помогают быть здоровыми.

Я очень люблю растения, потому выбрала кружок «Сити-фермерство». Здесь я узнала виды растений, научилась пересаживать их и ухаживать за ними, чтобы хорошо росли. Училась лечить от болезней - без химикатов. Теперь я знаю, как сделать полезные настои для полива. Научилась делать растительные композиции. Знаете, как флорариумы украшают комнаты!.. После школы я мечтаю поступить на биологический факультет».

Подробно о кружках естественно-научного направления

Медиастудия «Сириус»: чтобы влюбиться в журналистику, ее надо попробовать

Дарья Сухова: «В медиастудию я попала совершенно случайно, и у меня не было на нее каких-то особых планов. Предполагала, что она поможет мне при поступлении. Тогда я не знала, что это станет не просто хобби, а целой любовью к журналистике.

Историй с занятий уйма - веселых, грустных, злых. Но зачем нам отрицательные истории? Давайте расскажу о том, что было на КВН. Мы, как обычно, пришли в малый актовый зал, сели на места и стали ждать заданий. Преподаватель посмотрел на меня и Арину (подруга моя со студии) и сразу же предложил нам… заговорить по-китайски. Вот как хотите, но заговорите! И мы заговорили. Конечно, это был не китайский, а какие-то наборы звуков, но всем было смешно. Знаешь, эти люди с телестудии... Я их так люблю! Они стали моей семьей».

Полина Хоменко: «Когда я пришла в медиастудию, была сильно зажата. Стеснялась говорить, боялась, что мои мысли неинтересны другим. Но на каждом новом занятии я начала все больше раскрываться… Я поняла, что нет ничего страшного в том, чтобы выдавать свои идеи на публику».

Евгений Запша: «Как-то раз после занятия телемастерством учитель спросила нас: «Стоит ли включить в расписание медиастудии второй урок английского языка?». Решение приняли единогласно. Мы будем изучать английский язык более углубленно! На каждом уроке у нас разнообразные викторины и тесты, так мы быстро узнаем новые слова.

Что дает обучение в медиастудии? Во-первых, опыт работы в сфере телевидения. Во-вторых, мы становимся более интересными другим людям. В-третьих, мы изучаем разговорный английский и сможем общаться с англоговорящими».

Секции бассейна: «Мы все здесь - одна команда»

Руководит Кирилл Сергеевич Паневкин.

Максим Трушкин: «Плавать я учился сам - без тренера. Очень нравилось, решил подтянуть свои навыки и отправился в бассейн лицея.

Здесь классно! Тренеры хорошие - мастера спорта, чемпионы. Они учат меня новому. Например, плавать баттерфляем и на спине брассом. Это очень интересно. И прыгать в воду учимся по-разному! Мне очень нравится, секция лучшая! Хожу два раза в неделю - во вторник и четверг. И уроки успеваю, и поплавать - здорово!

Я здесь со всеми дружу, мы все - одна команда. Синяки? Бывают! Могу за те же бортики зацепиться. Ну это ж спорт - все может быть!»

Максим Катляр: «Я пошел в секцию бассейна ради удовольствия, чтобы найти новых друзей и проводить время с пользой. Плаваем мы по-разному, как тренер скажет: брассом, кролем, с руками, без рук, на спине, с дополнительными предметами… Занимаюсь где-то с сентября, но уже стал плавать гораздо быстрее».

Дмитрий Ефимов: «Когда открыли бассейн на Воскресенской, было интересно посмотреть, что здесь и как. Плаванием занимаюсь несколько лет - записался в секцию.

Здание очень хорошее: большая чаша, отдельный спортзал. Тренерский состав очень сильный. Раньше я пробовал плавать дельфином, но со временем подзабыл. Технику здесь поставили, уже лучше получается. Это тяжело, так как нужно ногами волну делать, они должны вместе работать. Пресс болит потом сильно.

За несколько месяцев стал плавать значительно быстрее, правильно работают руки и ноги, слежу за дыханием. Сейчас 50 м плыву за 39 секунд, хочу за 25. Это логично по росту: чем выше, тем можно быстрее, у меня сейчас 1 м 95 см.

Я здесь еще долго буду. Собираюсь ходить каждый день - как только будут тренировки».

Марина, сотрудник Фонда «Талант и успех»: «Я занимаюсь в секции «Улучшение техники плавания» пару месяцев, раньше ходила только на свободное плавание.  Впервые попробовала групповой формат, и он меня приятно удивил - результатами. С тренером и при поддержке ребят из секции научилась правильно делать вдохи, преодолела свои страхи в воде.

Однажды на тренировке был забавный случай. Тренер бросил в бассейн детский плавательный круг и предложил нам нырять в него с тумбочки, отрабатывать технику старта. Все как один не поверили в себя! И сказали, что у нас не получится нырнуть в этот маленький круг! И только тренер в нас верил. В итоге мы все преодолели свой страх и легко прошли сквозь маленькое круглое отверстие плавательного круга. Потом еще долго обсуждали с ребятами психологическую сторону этого упражнения, восхищались собственными результатами и удивлялись тому, как часто мы недооцениваем свои силы в жизни.

Плавание дает мне важный эмоциональный заряд и снимает мышечную усталость после трудовой недели и «сидячей» работы. Приятная атмосфера в бассейне, доброжелательный коллектив и профессионализм тренеров мотивируют приходить на занятия снова и снова и рекомендовать бассейн своим коллегам».

Сергей Валюшицкий, программист: «Держаться на воде я умею с детства, но развитием техники плавания никогда не занимался. Год назад поставил перед собой цель - преодолеть на официальном старте 1 000 метров на открытой воде. Пытался подготовится самостоятельно, но это оказалось утопией.

Весной узнал о возможности занятий с квалифицированными тренерами в бассейне лицея. Записал себя и жену. За два месяца занятий у меня произошел прорыв в понимании и освоении техники плавания; преодолел страх дистанции — на контрольной тренировке проплыл впервые 1 000 метров.

Приятно, что тренера разные, каждый со своим подходом. Но общаются друг с другом, что формирует интегральный взгляд на подготовку.

Вишенка на торте — вкусная пицца в кафе бассейна. После энергоемкой тренировки углеводная загрузка помогает в восстановлении.

Продолжаю подготовку, осенью старт на открытой воде».

Подробно о бассейне: https://siriuslyceum.ru/o-litsee/bassein

Вперед – в умное лето! А что дальше?

Александр Пономарев, директор Президентского лицея «Сириус»:

«Дополнительное образование – важная часть образовательной экосистемы, и мы рады, что смогли предложить большое количество программ для детей и взрослых по основным направлениям.

К следующему учебному году мы разрабатываем новые программы, строим лаборатории, заключаем соглашения с партнерами. Все программы лицея проходят двойную экспертизу. Если мы говорим, например, про аддитивные технологии, то эту программу посмотрят и специалисты в сфере педагогики, и специалисты, которые занимаются непосредственно аддитивными технологиями. Также важным считаем вопрос интеграции общего и дополнительного образования. Уже в следующем году будут реализованы 7 модулей в рамках уроков технологии, модули по физической культуре, изобразительному искусству. Разрабатываемые уже сегодня программы и методики в сфере дополнительного образования уникальны.

Заявочную кампанию планируем открыть в середине августа и уже в первой декаде сентября кружки и секции лицея начнут новый учебный год».