Лицеисты «Сириуса» – лидеры проекта «Уроки настоящего»

Научно-технологическая студия Лицея стала одним из победителей «Уроков настоящего», волонтерского проекта Образовательного центра «Сириус». 

В течение учебного года лицеисты вместе с полутора тысячами школьников из 45 регионов России решали задачи экспертов: придумывали способы доставки грузов на Луну, выстраивали логистику для беспилотников, проектировали автономную систему энергоснабжения. В первом цикле – «Уроки настоящей ботанической литературы» – ребята набрали максимально возможное количество баллов и вошли в тройку лидеров.

«Первый цикл запомнился больше всего, так как он открыл учебный год и показал, с чем мы можем столкнуться на "Уроках настоящего". Мы изучали ботанические книги ученых-путешественников в музее истории Сочи и библиотеке Кавказского биосферного заповедника. В основном, работали с книгами Петра Палласа, который в XVIII веке объехал большую часть России, был в Крыму и в Сибири, – рассказал руководитель студии, семиклассник Армен Косян, он прошел семь из восьми циклов «Уроков настоящего». Еще двое участников студии –  Руслан Тайгибов и Федор Коршиков – завершили шесть циклов.

Лицеисты предложили региональным студиям провести совместные исследования маршрута экспедиций Петра Палласа в 1768–1774 годах от Санкт-Петербурга до Забайкалья, оценить современное состояние флоры и нанести результаты на общую цифровую карту. Цифровые копии книг Палласа, которые сделали ребята, положили начало электронной библиотеке ботанической литературы Лицея «Сириус».

Семиклассникам, участникам студии, помогали справиться с заданиями ученики других классов – от 1-го до 10-го. Дети могли подключиться к любому циклу, поработать над заинтересовавшей их задачей и совершить личные открытия.

 «В библиотеке Кавказского биосферного заповедника нам представили книгу «Охоты Кавказа» (1900 год) Анатолия Калиновского. Кадровый офицер русской императорской армии, участник Первой мировой войны, кавалер ордена Святого Георгия 4 степени – он пятнадцать лет работал охотником княжеской семьи и описывал все, что успевал подмечать. Из книги мы узнали, как складывалась инфраструктура заповедника, как изменялся ландшафт. Качеству фотографий в книге может позавидовать любой объектив смартфона и некоторые зеркальные камеры, несмотря на то, что снимкам более 120 лет. На фотографиях запечатлены пейзажи и члены княжеской семьи, принимающие участие в охоте. Издание было выпущено тиражом всего 80 экземпляров, поэтому сейчас является большой редкостью», – поделилась впечатлениями ученица 10-го класса Мария Асмолова.

Еще в двух циклах студия Лицея получила пять из шести возможных баллов. На «Уроках настоящих когнитивных исследований» лицеисты изучили и проанализировали множество методик, направленных на борьбу с «математической тревожностью» – страхом школьников перед выполнением математических заданий – и предложили свой способ повышения уверенности в себе.

«Уроки настоящей нефтехимии» вели специалисты нефтехимической компании СИБУР. Ребята узнали о переработке отходов, экономике замкнутого цикла и концепции устойчивого развития. По заданию научных лидеров дети разработали стратегию популяризации раздельного сбора отходов в России.

 «Ребята действовали во многом самостоятельно, находили нужную информацию, задавали вопросы экспертам циклов, обращались за консультациями к педагогам дополнительного образования, – отметила Маргарита Мякинникова, учитель русского языка и литературы Лицея. Она является членом экспертной группы школьных научно-технологических студий в проекте «Уроки настоящего» с 2019 года, а в этом году координировала работу студии Лицея. – Проект побудил искать ответы на вопросы сверх школьной программы и объединил учеников разных классов в единую команду. Мы первый раз в этом году принимали участие в проекте такого уровня».

С полученным опытом лицеисты – участники студии планируют подать заявку на «Большие вызовы», а с сентября снова участвовать в «Уроках настоящего».

«На "Уроках настоящего" я узнал множество тем, которые не изучают в школе, но в будущей профессии они могут пригодиться, – сказал Армен Косян. – Задачи невозможно было решить в одиночку, поэтому мы делились на группы и выполняли каждый свою часть работы. Считаю, что мы попали в число лучших благодаря слаженной работе участников студии, помощи педагогов и лицеистов. В новом учебном году соберем больше людей и снова планируем победить».