«Мир на ладошке» и «Сити-фермерство»: чем интересны кружки естественно-научного направления

В Президентском лицее «Сириус» малыши готовятся к школе по программе дополнительного образования «Мир на ладошке». Занимаются дети в зеленой лаборатории Парка науки и искусства. Несколько кружков естественно-научного направления открыто и для ребят постарше, в том числе «Сити-фермерство». 

Почему мальчики и девочки бегут на занятия с радостью? Как преподавать биологию детям? Какая программа будет пользоваться особым спросом в летние каникулы?.. На эти и другие вопросы отвечает педагог дополнительного образования Вера Лебедева.

- Вера Александровна, около ста детей занимались в течение учебного года в ваших кружках естественно-научного направления. «Мир на ладошке» – один из самых популярных. Чем объясняете спрос?

- В Сириусе и Сочи очень много детей младшего возраста, а подготовка ребенка к школе – тема традиционно важная. Впервые мы запустили программу естественно-научного направления для детей от 4,5 до 7 лет в прошлом учебном году. Сейчас у меня семь групп подготовки к школе. Со старшими ребятами занимаемся два раза в неделю по полтора часа, с маленькими – по 50 минут.

Игра в школу очень нравится ребятам этого возраста. У нас есть учебная доска и классный журнал, есть домашнее задание и дневники, куда в конце урока ставим оценки. Детям нравится их получать. Когда хулиганят, предупреждаю: «Сегодня мы с вами учимся без оценок». Приучаю к дисциплине, ответственности…  Всё по-настоящему. Игровой формат использую на кружковых занятиях постоянно.

Ребятам нравится наша зеленая лаборатория в Парке науки и искусства. Аудитория оборудована всем необходимым для занятий по естественно-научному направлению. Естественные науки - это не только биология, но и экология, растениеводство, почвоведение... Все они между собой взаимодействуют. Здесь маленьким исследователям очень интересно.

- Для ребят постарше открыт кружок «Сити-фермерство». Чем он интересен?

- В прошлом году мы запустили пробный кружок «Городское растениеводство», желающих было достаточно. Начинали с самого малого: работали с микроскопами, изучали растительную клетку, бактерии. В конце курса говорили об основах ландшафтного дизайна… Когда я разрабатывала образовательный курс, понимала, насколько важен при обучении ребенка его искренний интерес к чему-либо. Судя по наблюдениям, интереснее всего – сажать растения и наблюдать, как они развиваются. 

Кружок «Сити-фермерство» мы открыли в январе, он взаимосвязан с «Городским растениеводством», тоже про биологию, растениеводство, но с элементами профориентации. Сити-фермер – это профессия будущего. Города растут и развиваются, люди хотят здоровую продукцию, но не у всех есть возможность сажать что-то на даче. Да и горожан все больше, значит, требуется больше качественной продукции, к примеру, той же микрозелени. Уже сегодня наши юные сити-фермеры выращивают ее в гидропонных установках лаборатории, а в аэропонике – огурцы.

Когда мы сажаем какое-либо растение, я обязательно рассказываю детям, какие у него полезные свойства и зачем добавлять его в рацион? Ребятам вообще очень важно понимать, зачем человек что-то делает – в любом направлении: зачем решать примеры? Зачем учиться считать в уме? Зачем учить буквы?.. Детям нравится исследовать растения, нравится наблюдать, рассматривать листочки под микроскопом.

– Для детей, увлеченных биологией и экологией, созданы особые программы. На что делаете акцент в преподавании?

– На эксперименты. «Биология в экспериментах» ориентирована на практику, ее не хватает в школьной программе. К примеру, изучая строение растения, дети хотят не только рассматривать рисунок в учебнике ботаники, но – трогать настоящий стебель или листочек, исследовать. Недавно учила ребят делать препараты для микроскопов. Изучали, что такое поперечный и продольный срез растений, работали скальпелями, наблюдали различные процессы, смотрели, как устроено все внутри… Иногда устраиваем творческие уроки. Вчера, допустим, собирали с ученицей флорариум. Ранее черенковали и рассаживали суккуленты кактуса, они подросли, и мы собирали подарочные композиции.

«Экология в экспериментах» нацелена на ребят старше 15 лет, заинтересованных в исследовательской и проектной деятельности. К примеру, два ученика сейчас изучают видеоэкологию, то, как на человека (его глаза, мозг, психику) влияют архитектурные сооружения. За основу мы брали ФТ «Сириус», основные олимпийские объекты, самые красочные и большие здания. Ребята по методике проводили исследования, опрос среди школьников, высчитывали результаты по формулам.... Это был первый шаг нашей исследовательской работы. Основная задача – объяснить детям, что такое вообще проект, зачем его выполнять, какие у него цели, задача, структура. 

Мальчик из 7 класса исследует сейчас гидропонные установки, в лаборатории есть несколько, он их сравнивает… И уже сейчас делает вывод, что выгоднее всего приобретать аэропонику, потому что в ней можно выращивать большее количество культур с наименьшими затратами. Основная цель - научиться понимать, собирать данные, анализировать, делать выводы.

– Видела, с какой радостью дети бегут на ваши кружки и как бережно ребята обращаются с растениями. Даже разговаривают с ними.

– Я считаю себя человеком природы, очень люблю растения и тоже разговариваю с ними. Они же живые. Я работаю с детьми, потому что меня вдохновляют они и зеленый мир. Очень рада, что преподаю в лицее «Сириус», здесь комфортно. Приятно видеть, что детям тоже интересен зеленый мир, что они ценят его и в контакте с ним.

Для справки

Президентский лицей «Сириус» разрабатывает комплексную программу дополнительного образования для детей федеральной территории, внедряет новые ее направления последовательно и оперативно. В октябре 2021-го система допобразования включала 185 кружков, секций, клубов, весной 2022-го – около трехсот. В рамках информационного проекта «Центр дополнительного образоования» мы знакомим читателей с новыми возможностями для каждого ребенка. 

Лаборатории Росатома
Китайский язык
Традиционное каратэ
Интеллектуальные игры
Клуб «Легенды Арктики»