Ольга Нечаева: как готовить успешных олимпиадников

В заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников – по математике, физике, биологии, экономике и литературе – впервые приняли участие пятеро старшеклассников лицея «Сириус».

Одного из ребят тренирует Ольга Нечаева, заместитель руководителя Образовательного центра «Сириус» по дополнительному образованию. Среди учеников педагога есть шесть призеров и победителей международных олимпиад (не только по математике, но и по информатике, и по химии), победительницы Всекитайской и Европейской женских олимпиад и многих других соревнований по математике. Спросили у Ольги Сергеевны, нужно ли настраивать участников исключительно на победу и зачем ребятам и взрослым участвовать в олимпиадном движении России.

– В заключительном этапе ВсОШ-2022 участвуют пятеро лицеистов. Серьезная заявка. Ольга Сергеевна, каким образом отобраны ребята? Каковы, на ваш взгляд, перспективы их выступления? 

– Всерос – сложная олимпиада. По математике, например, к ней готовятся многие годы. По другим предметам – не менее 2-3 лет. Мы же только начали работать с ребятами, потому сильно переживаем за успешность их выступления. Долго думали, но в итоге решили, что дети у нас хорошие и они смогут правильно воспринять свой результат. Важно помнить, что любая олимпиада – это этап, а не вершина. Это спортивное мероприятие, а в спорте бывают победители и проигравшие. 

Любой ребенок по какой-либо причине может выступить на олимпиаде не очень хорошо. К сожалению, многие одаренные дети переживают проигрыш слишком болезненно... Сейчас я тренирую Макара Козубова по три-четыре часа в день, но до олимпиады осталось совсем немного. Мы не учим новое, а структурируем старое, пытаемся поставить правильно технику и методы рассуждения, стратегию поведения. Важно, чтобы проигрыш, если он вдруг случится, стал бы для ребенка новым стартом, а не разочарованием на всю жизнь. 

– Возможно ли увеличить количество лицеистов, прошедших в финал ВсОШ по рейтингу и как это сделать? 

– Абсолютно уверена: возможно! 

В этом учебном году Президентский лицей «Сириус» впервые набрал 7-классников Сириуса и Сочи для обучения в математических классах, а матклассы – перспективная история. Уже сегодня мы ведем кружки по математике для детей с 3 класса, и со временем ребята выйдут на Всерос. Образование – вещь неторопливая.

В сентябре лицей планирует запустить олимпиадные кружки по основным направлениям Образовательного центра «Сириус»: математика, информатика, экономика, химия, биология, физика. В 2022-2023 учебном году откроем при лицее интернат для учеников профильных классов, к нам приедут дети из других регионов страны. Ребята будут учиться у педагогов «Сириуса» и по его образовательным программам, а на олимпиадах представлять и ФТ «Сириус», и свой регион.

Уверена, в следующие несколько лет количество учеников лицея «Сириус», прошедших по результатам рейтинга в финал, будет неуклонно увеличиваться. Залог будущего успеха простой: раннее начало работы с детьми в области науки, интенсивность занятий и сильные педагоги.

– Как мотивировать ребенка к участию в олимпиадном движении? 

– Олимпиада – это самая крутая игра, которая дает разнообразные «плюшки», к примеру, поступление в вузы, о котором чаще всего говорят. Но игры ради поступления – все же для взрослых, для мам и пап. Ребята играют в успешность, любят грамоты и медали. Школьниками свойственно соревноваться, пусть же они соревнуются на почве науки. 

– А чем мотивировать родителей школьников?

– Олимпиадники – это, конечно, особые дети, с ними надо строить правильные отношения. К сожалению, такие ребята очень часто страдают от одиночества, им скучно в обычных классах и компаниях. Им необходимы соответствующая интеллектуальная среда, единомышленники и друзья. Олимпиады дают такую возможность: дети знакомятся, начинают общаться и дружить, да и в дальнейшей жизни держатся вместе.

– Лицей начинает системную подготовку своих учеников к олимпиадам. Ольга Сергеевна, давайте составим ТОП-5 секретов учителя успешных олимпиадников? 

– Первое – не жалеть времени. Работа с олимпиадниками – это работа в любое время суток. Если они тебе написали ночью, то утром ответь сначала им, а потом – на деловые письма. Дети хотят работать постоянно, ты должен поддерживать их стремление.

Второе – решать вместе с ними или узнавать вместе с ними (ты не можешь все знать). В этой ситуации ты не учитель, а друг, который всегда рядом.

Третье – поддерживать контакт с выпускниками, потому что они помогут, если что. Этот контакт сам собой формируется, но учитель должен его сохранять. Выпускники помогут воспитывать следующих ребят, если ты не сможешь.

Четвертое – всегда держать руку на пульсе происходящего в твоем предмете. Возникают новые события, новые олимпиады. Ты должен всегда понимать стратегию развития ребенка, направлять его не по одной траектории, а предлагать разные.

Пятое – доверие родителей, обязательный критерий успеха. Работа с олимпиадниками всегда и про работу с родителями, которые не должны вмешиваться, но должны помогать. Как? Организовать для ребенка место для учебы, контролировать режим дня и нагрузку, следить за психологическим состоянием… Контакт с родителями строится годами, но остается на десятилетия.

В заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников участвуют ученики Президентского лицея «Сириус»: Макар Козубов (математика), Микаэл Керимов (экономика) и Дархан Семенов (физика) из 9 класса; Анастасия Лаврова (биология) из 10 класса; Мария Моргунова (литература) из 11 класса.