Почему сон полезнее для мозга, чем «шапочка» с электродами: популяризаторы науки провели лекцию в «Сириусе»

В Президентском лицее на Воскресенской, 18 выступили известные научные журналисты, участники проекта «Нейроновости», авторы блога об истории медицины med_history, популяризаторы науки Алексей Паевский и Анна Хоружая.

Гости рассказали лицеистам, можно ли «прокачать мозг» – именно этому была посвящена лекция. Ребята узнали, как улучшить память, почему мозг любит стихи и существует ли волшебное средство, которое поможет нашему самому загадочному органу работать лучше.

Каждому школьнику и студенту наверняка хоть раз приходилось жалеть, что в сутках всего 24 часа, особенно перед контрольными и сессиями, когда нужно запомнить как можно больше. Для «прокачки» мозга интернет предлагает сотни вариантов. Но всему ли можно доверять? Анна и Алексей развенчали несколько мифов и поделились действительно полезными лайфхаками.

 «Шапочка» с электродами и ток для мозга

В интернете можно купить специальные девайсы, предназначенные для усиления внимания. Они представляют собой «шапочку» с электродами. Работа таких устройств строится на методе электроэнцефалографии с биологической обратной связью. Исследования, подтверждающие его эффективность, есть, но пока только в стенах лаборатории. Обруч с электродами надевают на голову, и прибор фиксирует активность работы мозга. При этом человека просят выполнять разные упражнения на концентрацию внимания, а показатели фиксируются.

«Что они показывают? Концентрация внимания действительно становится выше, но это нестабильные изменения, и примерно через час они проходят. Но опять же, мы говорим о лабораторных условиях. Работает ли это на домашних приборах? Какой именно сигнал они снимают? Понять сложно. Более того, исследования показали, что симуляция нейрофидбэка и реальный нейрофидбэк одинаково влияют на результат. Это наталкивает на мысль: «А не эффект ли плацебо это?» Здесь необходимо больше исследований», – отметила Анна Хоружая.

Некоторые другие внешние методики по прокачке мозга специалисты настоятельно рекомендуют не испытывать на себе. Речь идет о транскраниальной стимуляции постоянным током. Идея очень простая: электроды размещаются на голове, и через мозг пропускается слабый электрический ток. Но самостоятельно такие эксперименты ставить категорически запрещено.

 «Я попрошу вас дать слово, что вы не будете повторять это дома. В данном случае мы подводим к голове электроды и пропускаем через мозг ток. Конечно, ток совсем слабенький. Действительно, такая стимуляция может на какое-то время улучшить рабочую память. Можно повысить и некоторые другие когнитивные свойства. Но у всех у нас устройство мозга разное, поэтому единая схема из интернета здесь не подойдет. Если ошибиться в расположении электродов, эффект будет обратным. А порой это может привести к трагедии. Такие случаи я, к сожалению, знаю», – обратился Алексей Паевский.

Ничем не помогут и ноотропы – препараты, которые якобы приводят к активизации мозговой деятельности. Доказательной эффективности они не имеют.

Сон, стихи и музыка

Но как же все-таки помочь мозгу? Прежде всего, высыпаться. Согласно проведенным исследованиям, студенты, которые спасли по 8 часов, лучше справились с экзаменами, чем те, которые страдали от недосыпа.

«Школьникам нужно спать чуть больше, 9-10 часов – здоровый сон 8-часовой сон обеспечивает нам долгую память, помогает формировать новые нейронные связи, делает их более эффективными, защищает от деменции в старости», – рассказала Анна Хоружая.

А еще изучать иностранные языки, писать от руки, играть в интеллектуальные игры, быть физически активным, учить стихи.

Обсудили на лекции и так называемый эффект Моцарта. Некоторые будущие мамы уверены, что классика положительно повлияет на развитие малыша. Проведенные исследования действительно подтвердили пользу классики. Правда, проводился эксперимент с участием студентов. Ребят разделили на три группы и дали решить тест на IQ. При этом, одна группа параллельно слушала Моцарта, другим включили музыку для релаксации, а третья выполняла задания в тишине. При повторном прохождении теста результаты ребят, которые слушали Моцарта, оказались выше. У остальных результат не изменился. Правда, эффект держался всего 30 минут.

А вот практиковаться в игре на музыкальных инструментах очень полезно.

«Все перечисленные методы являются эффективной профилактикой серьезных болезней нервной системы, в том числе болезни Альцгеймера, - отметил Алексей Паевский. – Мелкая моторика, физическая активность, разнообразная и регулярная работа головного мозга достоверно замедляют наступление деменции».

Методы очень простые, но самые проверенные и эффективные!

Научпоп становится модным

Алексей Паевский – автор нескольких научно-популярных книг. Также он много выступает с лекциями, в том числе перед юными слушателями. За несколько минут до начала лекции в «Сириусе» мы успели пообщаться с гостем.

– Алексей, легко ли говорить со школьниками о науке?

– Как писать книги, выступать с лекциями для детей? Точно так же, как и для взрослых, только лучше! Не нужно считать детей глупыми, ни в коем случае нельзя относиться свысока, потому часто оказывается, что дети даже умнее, проницательнее нас. В силу возраста они пока меньше знают, и наша задача – дать им эти знания, разъяснить, правильно перевести со сложного научного на понятный детский. Это моя работа как лектора и научного журналиста. Это вообще задача любого популяризатора науки – изложить сложное простыми и доступными словами без потери качества и смыслов.

– По своей природе дети более открытые, чем взрослые. Задают ли вам вопросы во время лекций? Может быть, сталкивались с чем-то необычным?

– Всегда нужно быть готовым к тому, что ребенок может задать вопрос, вообще не связанный с темой моей лекции. И такое было. У меня несколько лекций как раз и появились благодаря вопросам детей. Например, ты рассказываешь о солнечной системе, а ребята спрашивают, а что будет дальше? Что нам ждать в ближайшие годы? Вот так появляются лекции о будущем в исследовании солнечной системы. Это здорово, что дети дают такую мотивацию.

– Есть ли у вас в планах написать детскую научную энциклопедию?

– На самом деле наши с Аней книги ориентированы не только на взрослых. На мой взгляд, они будут интересны читателям любого возраста. А насчет именно детской энциклопедии, такие планы есть, но пока нет временных ресурсов. Есть даже несколько идей, но это действительно очень большой труд. Писать книги для детей дольше и сложнее. Когда пишешь для взрослого, ты, по сути, пишешь для себя, для своих сверстников. Когда пишешь для ребенка, нужно множество раз останавливаться и перепроверять себя, чтобы четко понимать, а понятно ли я написал, достаточно ли качественно переработан материал. В идеале до выхода в свет, рукопись нужно показать детям. К тому же в детской книге обязательно должны быть иллюстрации. Здесь важен качественный тандем – писателя и художника.

– Еще несколько лет назад прозвище «ботаник» было обидным. Сейчас же дети все чаще посещают кружки и другие внеклассные занятия научной направленности. Действительно ли дети стали больше интересоваться наукой?

– Да, и горжусь, что мы с Анной тоже приложили к этому руку. Сейчас нет такого, что на лекцию приходят просто для галочки, когда, например, собрали класс, а дети сидят в телефонах и не интересуются происходящим. Такое я наблюдал лет 5-7 назад. А сейчас я вижу интерес – как в лицеях, таких как «Сириус», так и в общеобразовательных школах. Сейчас действительно есть мода на научпоп. И это здорово!

– Наверное, есть и обратная сторона такой популярности. В интернете сегодня можно наткнуться на ложную, непроверенную информацию. Как во всем этом потоке разобраться неопытному читателю, каким является ребенок?

– В первую очередь, детям конечно, очень важно получить грамотный совет взрослого: что почитать, что посмотреть. Сейчас многие дети сидят в соцсетях, смотрят YouTube. Там тоже есть грамотный контент. И задача взрослого как раз помочь ребенку найти его. А когда человек уже достаточно долго, регулярно читает и смотрит, развивается некая насмотренность. Тут можно вспомнить цитату Леонида Броневого, которую он произнес устами своего героя Мюллера: «В наше время доверять нельзя никому!». Я хочу добавить: «Доверяй, но проверяй». Увидел в интернете какой-то тезис, мысль, не поленись, найди источник, собери информацию об авторе, найди авторитетные мнения по этой теме, изучи другие публикации. Очень важно быть любопытным и скрупулезным в учебе. Это залог того, ребенок, да и вообще читатель любого возраста будет получать действительно грамотную и полезную информацию, которую сможет применить в жизни.