Потомственные керамисты и педагоги лицея раскрывают секреты мастерской

Мастерская керамики Президентского лицея «Сириус» подводит итоги учебного года и ждет учеников на образовательные программы: «Умный туризм» и «Мастерская рукоделия».

Итоговое мероприятие «Лепи! Рисуй! Вдохновляй!» собрало в Президентском Лицее «Сириус» учеников художественного направления и их родителей. Дети и взрослые подвели итоги учебного года, приняли участие в викторине и обменялись впечатлениями на выставке художественной керамики, скульптуры, анималистики и живописи.

Художественное направление набирает на федеральной территории «Сириус» и в Сочи популярность. В лидерах - мастерская керамики. Что ищут в ней дети и взрослые? Каким образом педагоги проводят конкурсный отбор и строят образовательный курс? Чем оборудована мастерская?..

На эти и другие вопросы отвечают потомственные керамисты Малаховы – старший педагог художественного направления Надежда Александровна и педагог дополнительного образования Алексей Юрьевич. Они познакомились в Сириусе и создали здесь семью.

Что взрослые и дети любят делать в мастерской

- Чем интересна и полезна мастерская керамики? Сколько детей и взрослых выбрали ее для дополнительного образования в этом учебном году?

Надежда Малахова (далее – Н. М.): - В этом году мы расширили количество групп, соответственно - увеличилось число учащихся. В образовательной программе «Художественная керамика» участвовало более ста человек, каждый пятый из них – взрослый.

Работа с глиной - захватывающее, интересное и творческое занятие, которое позволяет взрослым и детям применять свои художественные способности. А еще это возможность заглянуть в прошлое народных промыслов: филимоновская игрушка, дымковская игрушка, скопинская керамика… Таким образом можно удовлетворять потребность ребенка в знаниях и прививать любовь и уважение к культурным ценностям своего и других народов.

Алексей Малахов (далее – А. М.): - Взрослые приходят в мастерскую со своими идеями. Делают, например, не просто посуду, а различные декоративные вазы, предметы быта, интерьера. Они получают удовольствие от создания чего-то необычного, от того, что занимаются чем-то новым.

- Какие идеи взрослых учеников показались самыми интересными?

А. М.: - Пожалуй, кашпо.

Н. М.: - Лепили их в виде портретов. Взрослые впервые лепили лицо, это самое сложное. Создавали образ девушки.

А. М.: - И у каждого изделия получился свой характер, своя изюминка. Силуэт напоминает скульптуру: голова, руки... В кашпо можно посадить зеленое вьющееся растение – «волосы». Занятия со взрослыми всегда проходили очень энергично и весело.

- А что детям нравится создавать?

Н. М.: - Дети любят животных. Мы даем определенную тему, объясняем технику создания изделия, а затем не ограничиваем. Например, сегодня лепим котика. И тут включается фантазия – что им в лапки поместить, какой будет наряд и с какими узорами. Кто-то бережно обнимает котеночка, кто-то – держит крынку с молоком, а чей-то котик жадно вцепился в колбаску.

Почему турнетка не летает в туры, а дети забывают шликер

- Какое изделие и почему ребенок пробует сделать в самом начале курса?

Н. М.: - На первом уроке дети изготавливают плиточку, на которую наносят ритмичный орнамент. Они выбирают нужные им инструменты для создания, например, фактуры чешуи рыбы. Ребята понимают, как пользоваться инструментами, включают воображение и в дальнейшем легко переносят фактуру на изделие в объеме. Тому же котику делают мордочку, орнамент на костюмчике, и все это - различными инструментами.

 

- Какие вопрос и ответ детей были для вас самыми неожиданными?

Н. М.: - Когда в середине учебного года вдруг услышали: «А что такое шликер?» А мы пользуемся им весь год - на каждом уроке! И в самом начале курса подробно объяснили, что все детали приклеиваются исключительно на шликер - жидкую глину, служащую клеем в керамике.

А. М.: - Дети в мастерской настолько погружены в творческий процесс, что с трудом запоминают термины. Хотя используют все материалы и инструменты правильно!

Как-то на первых занятиях спросили ребят: «Как вы думаете, что такое турнетка?» Услышали ответ, что это девушка, которая постоянно летает в туры! На самом деле это оборудование, похожее на маленький гончарный круг.

- Какой момент на занятиях считаете самым ярким?

Н. М. (смеется): - Когда дети разливают по мастерской глазури – и самые яркие! Бледные глазури у нас никогда не разливаются. А вот красная – да! Она всегда разлетается по помещению и отмывается очень тяжело.

- Какой факт из истории керамики удивил детей сильнее всего?

А. М.: - Все знают наш «Буран». У него есть детали, которые сделаны из керамической огнеупорной плитки. Она выдерживает очень высокие температуры.

Какой ежик не мечтает стать космонавтом

- Как строите обучение по программе «Художественная керамика»?

А. М.: - Начинаем с простых форм с постепенным усложнением. Сначала, как рассказывали, учимся создавать фактуру на плиточке. Затем лепим простых животных: из комочка вытягиваем носик, приклеиваем лапки, наносим фактуру иголочек... Всё - ежик готов!

Потом начинаем делать животных с большим количеством деталей или деталями, которые требуют особой проработки. Затем пробуем, пожалуй, самое сложное -  слепить из глины человека. К Дню космонавтики уже создавали художественную композицию: соединяли две детали - космонавта и кашпо в виде маленькой Луны… Понятно, что Луна гораздо больше человека, но мы в художественной керамике все-таки рассматриваем художественные образы, а не стараемся зацепиться за реальность.

- В мастерской поощряете фантазию?

Н. М.: - Да, конечно, керамика больше про декоративное решение. В художественном направлении лицея есть программы по скульптуре и анималистике – они уже про реалистичное. Там при лепке животных используют их фотографии, изучают строение скелета, мышц... В художественной керамике не так, она больше про форму. Если медведь, то большой, широкий, неуклюжий. Чем ярче художественный образ, тем лучше. Главное, чтобы было понятно, что это мишка.

 

В лицее открыто мини-производство полного цикла

- Могут ли ребята изготавливать керамические изделия у себя дома?

А. М.: - Что такое глина? А что такое керамика? Эти вопросы мы задаем свои ученикам на первом занятии. Обычно отвечают, что глина мягкая, а керамика твердая. Не совсем верно. Керамика - это обожженная глина. На занятиях в мастерской дети сначала работают с глиной, затем мы обжигаем изделия, декорируем их и повторно отправляем в печь.

Можно ли изготавливать керамику дома?.. Можно, но для этого необходимо специализированное оборудование - муфельная печь, а также различные материалы – глина и глазури.

Н. М.: - Многие спрашивают, можно ли обжечь изделие в духовке. Нет, не получится: нужна температура от 1 000 градусов.

А. М.: - В среднем, полный цикл обжига длится около суток. Чем больше печь, тем дольше изделие будет остывать. Сразу его достать мы не можем, потому что температура в печи поднимается медленно до 1 000 градусов, а потом еще медленнее снижается. Важно соблюдать технологический процесс.

- Как «рождается» художественная керамика в нашей мастерской? Поделитесь профессиональными секретами?

Н. М.: - Мастерская керамики - это мини-производство полного цикла, от переработки глины до обжига.

А. М.: - Мы закупаем глину для лепки в готовом виде. После занятий всегда остаются кусочки пересушенного материала, которые в дальнейшем мы перерабатываем в экструдере и снова используем в работе.

Н. М.: Перед обжигом изделие должно полностью просохнуть. Если влажное изделие отправить на обжиг, оно взорвется в печи. Можно, конечно, сушить на солнышке несколько дней, но у нас есть сушильный шкаф, в котором со всех сторон равномерная температура и обдув.

А. М.: Затем проводим два обжига. Первый – утильный, после которого глиняное изделие превращается в керамику, и дети декорируют его глазурью. Затем – второй обжиг, глазурный.

Н. М.: - И изделие уже можно использовать. После утильного обжига оно еще впитывает воду, а после глазурного - нет. Ну и значительно интереснее выглядит, конечно.

А. М.: - Самые, наверное, яркие эмоции ребенок испытывает тогда, когда видит свою работу в глазури после обжига. Дело в том, что до обжига глазурь может иметь совсем другой вид и быть матовой, плотной, а после обжига изменить цвет - из черного в желтый, а еще стать яркой, полупрозрачной и глянцевой. Такие превращения восхищают детей.

Н. М.: К нам часто приходят родители учеников, чтобы посмотреть работы детей на разных этапах.

А. М.: Многие под впечатлением от увиденного решают записаться на следующий учебный год в старшую группу.

 

Когда и как записаться на программы керамистов

- Можно ли прийти и посмотреть, как работает мастерская? А попробовать?

Н. М.: - Для всех желающих есть обзорные экскурсии по Парку науки и искусства, в рамках которых можно посетить все лаборатории и мастерские, включая нашу.

Есть программы Умного туризма «Художественная керамика» и «Декоративно-прикладное искусство». Захотел - приобрел билет. Это отличная возможность пройти полноценный курс всего за пять дней. Большой плюс, что программы можно посетить всей семьей (дети от 7 лет).

А. М.: - Участники программы осваивают техники создания изделий и декорирования, работают на гончарном круге, создают несколько авторских изделий и забирают их с собой. Группы небольшие, до 10 человек на двух педагогов – никто не остается без нашего внимания.

Н. М.: - С 11 по 15 июля лицей открывает летнюю образовательную программу «Мастерская рукоделия». Мы в ней участвуем. Заявляйтесь – пробуйте.

- Когда и как будете формировать кружки лицея следующего учебного года?

Н. М.: - В кружковой работе мы используем индивидуальный подход, потому группы набираем примерно по десять человек. В прошлом году вступительные испытания успешно прошел каждый второй из заявившихся, мастерская керамики обучила за год более ста детей и взрослых.

А. М.: - На программу «Художественная керамика» конкурс всегда большой. Мы смотрим не только на способности. Главное, чтобы у ребенка было искреннее желание работать с глиной, чтобы не родители решили за него, а – сам! Тогда он будет учиться новому с душой и энергией. Детям должно быть комфортно в мастерской и друг с другом.

Н. М.: - 15 августа лицей планирует открыть заявочную кампанию. Следите за объявлениями на официальном сайте лицея и его страницах в соцсетях.