Образование и наука
Конкурсы и мероприятия
Федеральная территория












С 2020 года в экосистеме «Сириуса» работает Лицей, включающий 1-11 классы, дошкольное отделение и Колледж. Сильное профильное образование – в числе его приоритетных направлений.
С 2020 года в экосистеме «Сириуса» работает Лицей, включающий 1-11 классы, дошкольное отделение и Колледж. Сильное профильное образование – в числе его приоритетных направлений.
«Зачем ребенку изучать информатику? То, что еще вчера считалось прорывом, сегодня, возможно, уже устарело», – рассуждают некоторые родители. Правы ли они?.. Чем полезны ученику Президентского лицея «Сириус» интеллектуальные игры? Где найти интересных и умных друзей?
На эти и другие вопросы отвечает Яков Зайдельман, организатор интеллектуальных соревнований, тренер школьных команд, участник телепроекта «Своя игра» и автор школьных учебников по информатике.
Разговариваем мы в просторном читальном зале лицея, где Яков Наумович только что провел для учеников 7–11 классов федеральной территории «Сириус» интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
1. Яков Наумович, современные дети осваивают компьютер гораздо быстрее взрослых, часто – самостоятельно. Зачем им в школе изучать информатику? Пригодятся ли эти знания в жизни?
– Быстрое освоение – это, к сожалению, иллюзия и носит поверхностный характер. Я сторонник образования, в котором нет прямой прагматики. Образование – это все-таки не то, что мы сегодня чему-то научились, а завтра используем в жизни. Вопрос «Дети сейчас так хорошо осваивают компьютеры, зачем изучать информатику?» пятьдесят лет назад звучал бы так: «Дети отлично обращаются со всей техникой, зачем им физика?» А физика – она ведь не про то, как обращаться с техникой, верно? Она про другое.
2. Про что же информатика?
– Можно по-разному на нее смотреть… Мне вообще интересно думать. Интересно, как люди думают. Интересно учить думать. Я хочу, чтобы дети думали. Информатика – это некий порядок в мыслях, умение построить последовательность действий. Даже в практической работе с компьютером можно освоить набор простейших операций, но другие люди будут делать, казалось бы, то же самое, но как-то легко, быстро, непринужденно. Глагол «загуглить» уже не воспринимается как неологизм, все мы умеем пользоваться поиском. Но почему-то, как только возникает вопрос чуть потруднее, один находит ответ, а другой нет.
3. Почему кто-то умеет искать информацию, а кто-то не умеет?
– Все то же: важно чуть глубже копать, чуть иначе выстраивать мыслительный процесс. Для эффективного поиска нужно уметь выделять самое главное. Нюансов много, поиск – лишь иллюстрация. Этому тоже можно учиться! Это появляется как следствие некоторого правильного настроя мысли, упорядоченности.
4. Вы упомянули, что любите учить думать. Это вообще реально? Или кому-то «дано», а кому-то – нет?
– У людей от природы разные способности, но сегодня каждый умеет читать, писать. Кто-то лучше, кто-то хуже, но учим-то мы всех. Возьмем обычный старший школьный класс. Если в нем, предположим, тридцать человек, то пять из них, скорее всего, не освоят какой-либо предмет – да ту же информатику – никогда, как бы мы ни старались. Но какой-то минимум, чтобы можно было с чистой совестью поставить троечку, они освоят. В этом же классе найдутся пятеро, которые разберутся, поймут и научатся даже с самым плохим учителем. Потому что у них есть к этому интерес, способности.
Остаются еще 20 человек, образующие «спектр». Где-то среди них пройдет условная размытая граница, отделяющая обученных от необученных. Мастерство учителя состоит в том, где именно пройдет эта граница. Я считаю, что до какого-то уровня можно научить почти всех, нужно лишь создать условия, в которых это станет естественным. Если хотите, неизбежным.
5. Вынудить ребенка понять и полюбить предмет? Но как? Поясните на примере.
– У меня есть любимая байка. 1993 год – в школе вольно. В сентябре объявил правила, по которым буду выставлять отметки: по одной в конце каждой темы, за домашние задания и контрольные работы не ставлю, но учитываю. Оценку можно получить автоматом, можно – прийти и сдать зачет в конце темы, даже если не посещал уроки вообще. Домашние задания на тему выдавал в ее начале, их можно было пересдавать. Идея в том, что в «нормальном» мире ученик сдает задание, получает двойку и теряет к этому заданию интерес. Ему теперь интересна только двойка. А так – появлялся стимул еще раз обратиться к задаче, разобраться с ней.
Итоговая же отметка за год – низшая из всех промежуточных. Не средняя, а низшая. Потому что скорость каравана определяется самым слабым его звеном. Вы знаете предмет настолько, насколько знаете его самую слабую для вас тему. Но – в любой момент любую тему вы можете пересдать.
И вот – конец учебного года, приходит ко мне 10-классник, а я ему ставлю итоговую двойку. Он: «Мне ваша информатика вообще не нужна, я натура поэтическая, играю в театре, пишу стихи, буду поступать на факультет английского языка. Напишите мне минимум, который нужно сделать для тройки!» Имеет право! Я написал, он приходит через некоторое время: «Что-то очень много всего. Можно ли заданий поменьше, но посложнее?» Можно! Сдал на тройку и говорит: «А мне понравилось. Давайте я на четверку пересдам?» За десятый класс в итоге получил пятерку, весь одиннадцатый входил в группу лидеров. В английский вуз не поступил – провалился. Пошел ко мне лаборантом в кабинет информатики и за год работы освоил всю практическую часть. Поступил на свой английский, на всем факультете настраивал студентам и преподавателям компьютеры. Последний раз я видел его лет десять назад: очень доволен жизнью, работал компьютерным администратором, рассказывал, что учит бухгалтеров работать в Excel, просил у меня советов по методике.
Это, конечно, история, единичный случай. Но как раз та ситуация, когда человеку пришлось, а в процессе стало интересно.
6. К информатике более способны гуманитарии или математики?
– Склонен считать, что гуманитариев не бывает. Гуманитарий – человек, которого вовремя не познакомили с математикой. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды.
…Существует точка зрения, что информатика – предмет от жизни, нужно учить тому, что актуально сегодня, всяким практическим вещам. Меняется многое, но быстро – лишь самый верхний слой, а не «фундамент». Когда мы понимаем важные вещи, лежащие в основе, у нас появляется возможность развиваться в нужном темпе, без труда воспринимать новинки.
Покажу на примере программирования. Когда я был студентом, писал программы на четырех разных языках. Программистом после окончания учебного заведения использовал минимум десять языков, среди которых не было ни одного их тех четырех. Считаю ли я, что меня учили не тому и не так? Нет! Потому что меня научили самому важному – «ядру», в дальнейшем позволившему мне с легкостью осваивать иные системы.
7. Спрос на квалифицированных программистов высок, зарплаты хорошие. А специалистов – мало. Почему?
– Во-первых, это действительно достаточно мыслеемкая сфера. Кодировщиков много, мало программистов. К сожалению, из-за того, что многие студенты и преподаватели гонятся за сиюминутностью, не закладывая то самое «ядро». Нужно знать фундаментальные вещи, например, математику. Уметь думать. Я школьникам всегда говорю, что в любой задаче по любому предмету: информатика, математика, физика, химия, ЖИЗНЬ – первые два действия всегда одинаковы, это нужно усвоить раз и навсегда. Во-первых, внимательно прочитать условия задачи. Во-вторых, подумать. Дальше – что-то еще. В том же программировании часто приходится видеть, как люди хватаются за клавиатуру, даже не дочитав условия до конца.
8. Возможно ли, что машина станет умнее человека?
– Я очень этого боюсь. Дело даже не в «умнее»... Искусственный интеллект развивается очень быстро. Многое еще недавно казавшееся исключительно человеческим, сегодня доступно компьютеру. Почти не осталось игр, в которые человек у компьютера может выиграть. Из последних достижений – игра в го, и, что удивительно, покер. Хотя покер – игра с неполной информацией, где нужно просчитывать не только комбинации, но и психологию! Компьютер уже уверенно обыгрывает человека и в го, и в покер.
Жду ли я чего-то плохого? Да. Но надеюсь, что оно не произойдет. Проблема, во-первых, в том, что у человека возникает желание передать компьютеру принятие решений в каких-то ситуациях. Во-вторых, у правящих кругов любой страны очень велик соблазн использовать достижения искусственного интеллекта в политических целях… Это тоже уже делается, тоже меня пугает.
9. Воспитание детей нельзя поручать машине. Современный же ребенок большую часть суток сидит с гаджетом. Родителям стоит бороться с подобным увлечением?
– Важно понимать, что именно ребенок с гаджетом делает. Если тупо играет в тупые игрушки, то это печально. А вообще гаджет – полезный инструмент. Я и сам большую часть времени с ним провожу.
Если ребенок постоянно «залипает» в игрушки, вероятно, вне их ему просто не хватает интересной жизни. Игры – легкий способ получить иллюзию занятости, иллюзию победы. Ребенок уходит в мир иллюзий, если в реальном мире чего-то аналогичного не находит.
10. Интеллектуальные игры способны сделать жизнь ребенка интереснее? Чем они вас зацепили?
– Интеллектуальные игры – тоже про «думать», искать ответы. Есть и более важные, на мой взгляд, вещи, которые я пытаюсь передать ребятам.
Иногда спрашивают, почему я вообще вожусь с детьми. Ответ простой: я придерживаюсь принципа, что жизнь должна быть интересной. Чтобы жизнь была интересной, вокруг должны быть интересные люди. Поэтому их надо выращивать.
Интеллектуальные игры помогают решить или хотя бы подойти к решению некоторых проблем, которые есть и в образовании. Например, в нашей школьной системе есть отдельные учебные предметы, у каждого предмета - еще и внутреннее деление. В результате у ребенка в голове образуются «полочки»: на одной – математика, на другой – физика, на третьей – история... А в жизни ведь нет разделения на математику, физику и историю. Правильно устроенные игры требуют доставать информацию одновременно с разных «полочек», смешивать ее, включать в математику историю, в литературу – математику. Это сложно, но этому надо учиться.
Лет 15 назад мне в руки попал очень интересный документ: умные люди издали целый труд о компетенциях, которым должна научить информатика. Написано было много, научно, но в целом, прочитав этот труд, я понял, что всем этим компетенциям обучаю детей на играх. Умение работать с информацией, собирать ее из разных источников, воспринимать, выделять главное – это все про игры. В игровой форме вообще все легко идет.
В школе чаще всего учитель задает вопрос в надежде, что ученик дома прочитал учебник, ответ на вопрос знает и сейчас вспомнит. И дети пытаются вспоминать, они не умеют строить ответ, искать его. А ответ надо вычислить, нужно догадаться. Человек должен уметь думать!